Заведующий Махалова Марина Викторовна Написать письмо

Аттестация педагогов

По старым правилам педагог, желающий больше зарабатывать, по собственному желанию мог подать заявление о присвоении второй, первой или высшей категории. Категории присваивались: вторая — руководством ДОУ, первая — районным управлением образования, а высшая — в министерстве.
По новым правилам вторую категорию отменили вовсе, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Те же педагоги, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.

Если педагог вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется.

После этого:
-педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;
-педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.

При этом квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне эти педагоги также должны будут проходить аттестацию каждые пять лет.

Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Кто обязан пройти аттестацию

Педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.

Кому не надо проходить аттестацию
-педагогам, проработавшие менее 2 лет на данной должности;
-беременным женщинам и женщинам, находящимся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Их аттестация проводится не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

Кто подает заявление об аттестации

К аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности педагогов представляет их работодатель.

В случае, если пе работает в разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, в на которых он состоит.

Если педагог совмещает работу по специальности у нескольких работодателей, каждый из них имеет право направить его для прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию
Работодатель оформляет представление на педагога. Представление заполняется по установленной форме (есть образец). В этом документе работодатель всесторонне оценивает профессиональные навыки педагога и его работу на занимаемой должности. Также в документе должна содержаться информация о прохождении педагогом курсов повышения квалификации и сведения о результатах предыдущих аттестаций.
Не позднее чем за месяц до начала проведения аттестации работодатель под роспись знакомит педагога с представлением.
Работодатель подает документы в аттестационную комиссию субъекта РФ, где получает информацию о дате, месте и времени проведения аттестации педагога.
Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца. Не позднее чем за месяц до проведения аттестации работодатель доводит до сведения педагогического работника информацию о дате, месте и времени проведения его аттестации.

Как проходит аттестация

В ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности педагога проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное тестирование, позволяющее определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания.

Решение комиссии

В соответствии с пунктом 13 «Порядка аттестации педагогических работников» решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Этот документ, а также выписка из распорядительного акта аттестационной комиссии хранятся в личном деле педагога.
При успешном прохождении аттестации комиссия выносит вердикт: «соответствует занимаемой должности».
Если испытания были завалены, комиссия принимает решение, что педагог «не соответствует занимаемой должности».

В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п. 3. ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию педагога. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию.

Кроме того, увольнение не допускается, если есть возможность перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую работу (например — вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

Также, в соответствии со статьей 261 ТК РФ, нельзя уволить
-работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске;
-беременную женщину, а также женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет; 
одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида — до восемнадцати лет; 
-других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории

Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

Кто имеет право пройти аттестацию

1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:
-педагогические работники, не имеющий категорий;
-педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

2. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:
-педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;
-педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

Педагоги, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

Кто подает заявление об аттестации

Каждый педагог делает это самостоятельно. Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы на аттестацию в любое время.

Педагогам, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию

1. Учитель, решивший подать заявление о добровольной аттестации собирает пакет документов:
-заявление по установленной форме (есть образец);
-ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);
-новый аттестационный лист, заполненный до 7 пункта включительно;
-портфолио своих профессиональных достижений (есть рекомендации по составлению), которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.

2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию -

3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, месту и время проведения аттестации учителя. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.

Требования к категориям

Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.

Требования к первой квалификационной категории:
-владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
-личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
-стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Требования к высшей квалификационной категории:
-установлена первая квалификационная категория;
-владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
-стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и -показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов -участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
-личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное -распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

Как проходит аттестация

Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений учителя. Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия учителя, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании нужно заранее написать в заявлении.

Если учитель заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

Решение комиссии

В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.

1. Если учитель прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет право на оплату труда в соответствии со своей категорией.

Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например: «Установлена первая квалификационная категория по должности «учитель» — при этом преподаваемый предмет не указывается.

2. Если учитель не прошел аттестацию, выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории».

В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию, остаются без категории, и должны пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Тем, кто «не сдал» на высшую — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории, либо на установление высшей.

Обжалование решения аттестационной комиссии

Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников». Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд. Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

 

 

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г.
Регистрационный N 32408
 
     В соответствии с  частью 4  статьи 49  Федерального  закона    от 29
декабря  2012 г.  N 273-ФЗ  "Об  образовании  в  Российской    Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,  N 53,   ст. 7598;
2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27,  ст. 3462;  N 30,   ст. 4036;
N 48,  ст. 6165;  2014,  N 6,  ст. 562,  ст. 566)  и  подпунктом  5.2.28
Положения о  Министерстве  образования  и  науки  Российской   Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня
2013 г. N 466 (Собрание  законодательства  Российской  Федерации,   2013,
N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6,
ст. 582) приказываю:
     1. Утвердить по согласованию с  Министерством  труда  и   социальной
защиты Российской Федерации прилагаемый  Порядок  проведения   аттестации
педагогических работников  организаций,  осуществляющих   образовательную
деятельность.
     2.  Установить,  что  квалификационные  категории,     установленные
педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных
учреждений до утверждения  Порядка,  указанного  в  пункте 1   настоящего
приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.
     3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 24 марта 2010 г.  N 209  "О  Порядке   аттестации
педагогических работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской   Федерации
26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999).
 
Министр                                                     Д.В. Ливанов
 
 
 
                                                               Приложение
 
Порядок
проведения аттестации педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276)
 
                           I. Общие положения
 
     1.  Порядок  проведения   аттестации   педагогических     работников организаций,  осуществляющих  образовательную  деятельность      (далее - организация), определяет правила, основные задачи и принципы   проведения аттестации педагогических работников организаций.
     Настоящий  Порядок   применяется   к   педагогическим     работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры   должностей   педагогических   работников      организаций, осуществляющих образовательную  деятельность,  должностей   руководителей образовательных организаций, утвержденной  постановлением   Правительства Российской   Федерации   от   8   августа   2013 г.       N 678 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381), в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (далее - педагогические работники).
     2.  Аттестация  педагогических  работников  проводится   в   целях
подтверждения  соответствия  педагогических  работников  занимаемым  ими
должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию
педагогических работников (за исключением педагогических  работников   из
числа  профессорско-преподавательского  состава)  в  целях   установления
квалификационной категории*(1).
     3. Основными задачами проведения аттестации являются:
     стимулирование  целенаправленного,  непрерывного  повышения   уровня
квалификации педагогических работников,  их  методологической   культуры,
профессионального и личностного роста;
     определение  необходимости  повышения  квалификации   педагогических
работников;
     повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
     выявление  перспектив  использования  потенциальных     возможностей
педагогических работников;
     учёт  требований   федеральных   государственных     образовательных
стандартов к кадровым условиям реализации образовательных  программ   при
формировании кадрового состава организаций;
     обеспечение дифференциации  размеров  оплаты  труда   педагогических
работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их
преподавательской (педагогической) работы.
     4.   Основными   принципами   проведения   аттестации    являются
коллегиальность,  гласность,  открытость,  обеспечивающие     объективное
отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации   при
проведении аттестации.
 
     II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения
                    соответствия занимаемой должности
 
     5.  Аттестация  педагогических  работников  в  целях   подтверждения
соответствия  педагогических  работников  занимаемым   ими     должностям
проводится один раз в пять лет  на  основе  оценки  их   профессиональной
деятельности  аттестационными  комиссиями,  самостоятельно   формируемыми
организациями (далее - аттестационная комиссия организации)*(2).
     6. Аттестационная комиссия организации  создается   распорядительным
актом  работодателя  в  составе  председателя   комиссии,     заместителя
председателя, секретаря и членов комиссии.
     7. В состав  аттестационной  комиссии  организации  в   обязательном
порядке  включается  представитель  выборного  органа     соответствующей
первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
     8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с
распорядительным актом работодателя.
     9.   Работодатель   знакомит    педагогических          работников с
распорядительным  актом,  содержащим  список  работников     организации,
подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее
чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.
     10. Для проведения аттестации на каждого педагогического   работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.
     11. В представлении содержатся следующие сведения о   педагогическом работнике:
     а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
     б) наименование должности на дату проведения аттестации;
     в) дата заключения по этой должности трудового договора;
     г) уровень образования и (или) квалификации  по  специальности   или направлению подготовки;
     д)  информация  о  получении   дополнительного     профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
     е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
     ж)   мотивированная    всесторонняя    и          объективная оценка
профессиональных,   деловых   качеств,   результатов     профессиональной деятельности   педагогического   работника   по   выполнению   трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
     12. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных  дней  до  дня   проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический   работник по желанию  может  представить  в  аттестационную  комиссию   организации дополнительные   сведения,   характеризующие   его       профессиональную деятельность за период  с  даты  предыдущей  аттестации  (при   первичной
аттестации - с даты поступления на работу).
     При   отказе   педагогического   работника   от       ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается  работодателем   и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
     13. Аттестация  проводится  на  заседании  аттестационной   комиссии организации с участием педагогического работника.
     Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей  от  общего  числа   членов аттестационной комиссии организации.
     В случае отсутствия педагогического  работника  в  день   проведения аттестации  на  заседании  аттестационной   комиссии       организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую  дату,  и  в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30  календарных  дней   до новой даты проведения его аттестации.
     При неявке педагогического работника  на  заседание   аттестационной комиссии организации без уважительной  причины  аттестационная   комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.
     14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие  его  профессиональную  деятельность   (в       случае их представления).
     15.   По   результатам   аттестации   педагогического      работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:
     соответствует   занимаемой   должности   (указывается      должность педагогического работника);
     не  соответствует  занимаемой  должности  (указывается     должность педагогического работника).
     16. Решение  принимается  аттестационной  комиссией    организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым   голосованием большинством  голосов  членов  аттестационной   комиссии     организации, присутствующих на заседании.
     При  прохождении  аттестации  педагогический  работник,   являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
     17. В  случаях,  когда  не  менее  половины  членов   аттестационной комиссии организации,  присутствующих  на  заседании,    проголосовали за решение о соответствии работника  занимаемой  должности,   педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.
     18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего  на  заседании  аттестационной  комиссии     организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
     19. Результаты аттестации  педагогических  работников    заносятся в протокол,  подписываемый  председателем,   заместителем     председателя, секретарем   и   членами    аттестационной    комиссии       организации, присутствовавшими на  заседании,  который  хранится  с   представлениями, дополнительными  сведениями,  представленными  самими     педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.
     20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из  протокола,  содержащая    сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии)  аттестуемого,  наименовании   его должности,  дате   заседания   аттестационной   комиссии     организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации
решении. Работодатель знакомит педагогического работника с  выпиской   из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее   составления.
Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
     21.  Результаты  аттестации  в  целях  подтверждения    соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе  оценки   и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     22.  Аттестацию  в  целях  подтверждения  соответствия    занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:
     а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
     б)  проработавшие  в  занимаемой  должности  менее  двух   лет   в организации, в которой проводится аттестация;
     в) беременные женщины;
     г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
     д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
     е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд   в связи с заболеванием.
     Аттестация педагогических работников,  предусмотренных   подпунктами "г" и "д" настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года   после их выхода из указанных отпусков.
     Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом "е" настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после  их  выхода   на работу.
     23.  Аттестационные   комиссии   организаций   дают     рекомендации работодателю  о  возможности  назначения  на  соответствующие   должности педагогических работников лиц, не  имеющих  специальной  подготовки   или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные  характеристики  должностей  работников    образования" Единого   квалификационного   справочника   должностей     руководителей, специалистов и служащих*(3) и (или)  профессиональными  стандартами,   но
обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
 
     III. Аттестация педагогических работников в целях установления                        квалификационной категории
 
     24.  Аттестация  педагогических  работников  в  целях   установления квалификационной категории проводится по их желанию.
     По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.
     Квалификационная категория устанавливается сроком на  5  лет.   Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
     25. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении  федеральных  органов  исполнительной  власти,     осуществляется аттестационными   комиссиями,   формируемыми   федеральными      органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, a   в отношении педагогических работников организаций, находящихся  в   ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных  организаций,  проведение  данной   аттестации     осуществляется
аттестационными  комиссиями,  формируемыми   уполномоченными     органами государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации       (далее - аттестационные комиссии)*(4).
     26.  При  формировании  аттестационных  комиссий     определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов   для осуществления  всестороннего  анализа   профессиональной     деятельности педагогических работников.
     В  состав   аттестационных   комиссий   включается     представитель соответствующего профессионального союза.
     27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в  аттестационную  комиссию,   либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с  уведомлением  в   форме электронного         документа                  с          использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
     28. В заявлении о проведении  аттестации  педагогические   работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они   желают пройти аттестацию.
     29. Заявления  о  проведении  аттестации  подаются   педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в   том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
     30. Заявления о проведении аттестации в целях  установления   высшей квалификационной категории по должности,  по  которой  аттестация   будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не  ранее   чем через  два  года  после   установления   по   этой       должности первой квалификационной категории.
     31. Истечение срока действия высшей квалификационной  категории   не ограничивает право педагогического работника впоследствии  обращаться   в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.
     32. Заявления педагогических  работников  о  проведении   аттестации
рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:
     а) определяется конкретный срок проведения аттестации  для   каждого педагогического работника индивидуально с учетом  срока  действия   ранее установленной квалификационной категории;
     б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.
     33.  Продолжительность  аттестации  для  каждого     педагогического работника от начала её проведения и до принятия  решения   аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
     34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.
     35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации   на   заседании   аттестационной   комиссии.     При   неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.
     36. Первая  квалификационная  категория  педагогическим   работникам устанавливается на основе:
     стабильных   положительных   результатов   освоения     обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
     стабильных   положительных   результатов   освоения     обучающимися образовательных программ  по  итогам  мониторинга  системы   образования, проводимого  в  порядке,  установленном  постановлением     Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);
     выявления  развития   у   обучающихся   способностей     к   научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
     личного вклада в повышение качества образования,   совершенствования методов  обучения  и  воспитания,   транслирования   в     педагогических коллективах  опыта  практических  результатов  своей     профессиональной деятельности,  активного  участия  в  работе  методических    объединений педагогических работников организации.
     37. Высшая  квалификационная  категория  педагогическим   работникам устанавливается на основе:
     достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
     достижения   обучающимися   положительных   результатов     освоения образовательных программ  по  итогам  мониторинга  системы   образования, проводимого  в  порядке,  установленном  постановлением     Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);      выявления  и   развития   способностей   обучающихся     к   научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности,   а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
     личного вклада в повышение качества образования,   совершенствования методов обучения  и  воспитания,  и  продуктивного  использования   новых образовательных технологий, транслирования в педагогических   коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
     активного участия в работе методических объединений   педагогических работников   организаций,   в   разработке       программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
     38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях   установления   квалификационной    категории       осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии,  что  их   деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
     39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
     установить первую (высшую) квалификационную категорию   (указывается должность  педагогического  работника,   по   которой     устанавливается квалификационная категория);
     отказать в установлении первой (высшей) квалификационной   категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).
     40.  Решение  аттестационной  комиссией  принимается  в   отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.   При равенстве  голосов  аттестационная  комиссия   принимает       решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.
     При  прохождении  аттестации  педагогический  работник,   являющийся членом аттестационной комиссии, не  участвует  в  голосовании  по   своей кандидатуре.
     Результаты аттестации  педагогического  работника,   непосредственно присутствующего на заседании  аттестационной  комиссии,  сообщаются   ему после подведения итогов голосования.
     41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем,  заместителем  председателя,    секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.
     Решение  аттестационной  комиссии  вступает  в  силу  со     дня его вынесения.
     42. При принятии в отношении  педагогического  работника,   имеющего первую квалификационную категорию, решения  аттестационной  комиссии   об отказе  в  установлении  высшей  квалификационной  категории,    за   ним сохраняется первая квалификационная  категория  до  истечения    срока ее действия.
     43. Педагогические работники,  которым  при  проведении   аттестации отказано в установлении квалификационной  категории,  обращаются  по  их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня   принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.
     44. На основании  решений  аттестационных  комиссий  о   результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные   органы исполнительной власти или уполномоченные органы  государственной   власти субъектов  Российской  Федерации  издают   распорядительные     акты   об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения  решения  аттестационной  комиссией,   которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет".
     45. Результаты аттестации  в  целях  установления   квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     46.  Квалификационные  категории,   установленные     педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия  при  переходе  в другую  организацию,  в  том  числе  расположенную  в  другом    субъекте Российской Федерации.
 
_____________________________
     *(1) Часть 1 статьи 49 Федерального закона от  29  декабря   2012 г.
N 273-ФЗ   "Об   образовании   в   Российской   Федерации"   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,
ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48,   ст. 6165;
2014, N 6, ст. 562, ст. 566)
     *(2) Часть 2 статьи 49 Федерального закона от  29  декабря   2012 г.
N 273-ФЗ   "Об   образовании   в   Российской   Федерации"   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,
ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48,   ст. 6165;
2014, N 6, ст. 562, ст. 566)
     *(3) Приказ Министерства  здравоохранения  и  социального   развития
Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей,  специалистов   и
служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей   работников
образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
6 октября 2010 г.,  регистрационный  N 18638)  с  изменением,   внесенным
приказом Министерства здравоохранения и социального развития   Российской
Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240)
     *(4) Часть 3 статьи 49 Федерального закона от  29  декабря   2012 г.
N 273-ФЗ   "Об   образовании   в   Российской   Федерации"   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,
ст. 2326; 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48,   ст. 6165;
2014, N 6, ст. 562, ст. 566)
     *(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 5   августа
2013 г.  N 662  "Об  осуществлении  мониторинга  системы     образования"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378)

Обзор документа

Аттестация педагогов по новым правилам.
Установлен новый порядок аттестации педагогических работников образовательных организаций. Он не касается профессорско-преподавательского состава.
Аттестации подлежат все педагогические работники, включая совместителей.
Аттестационные комиссии в целях подтверждения соответствия работников занимаемой должности теперь самостоятельно формируются образовательными организациями. Периодичность проведения аттестации не изменилась - 1 раз в 5 лет. При этом работники, отсутствовавшие на работе по болезни более 4 месяцев подряд, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу.
Квалификационные категории (первая или высшая) устанавливаются педагогическим работникам по их желанию. Работники, имеющие квалификационную категорию, не проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
Заявление на присвоение категории можно направить по почте или в электронном виде. Его также можно подать в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Уточнены основания присвоения квалификационных категорий. При отказе в установлении категории работник может повторно обратиться за ее присвоением только через год.
Ранее присвоенные квалификационные категории сохраняются в течение срока, на который они были установлены.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный № 32408.

 

 

 
Статья 49. Аттестация педагогических работников

[Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2016] [Глава V] [Статья 49]

1. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

2. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

3. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

Заведующий Махалова Марина Викторовна Написать письмо